Специалисты
Патриотическое воспитание в ДОУ
6
декабря
2022
Ляшенко О.Н. – педагог-психолог МБДОУ д/с № 97
Чувства гражданственности и патриотизма - доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине, а это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Патриотическое воспитание – понятие емкое. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.
Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания: так на занятиях - решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре - навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга.
При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются ценностное восприятие окружающего мира, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
При проведении занятий обращается особое внимание на включенность детей в тему. Так применяются серии дидактических игр и упражнений по типу «Что в волшебном сундучке?», где основной задачей является научение детей умению формулировать вопросы, причем к вопросам предъявляются определенные требования, что и является одной из составляющих при начале беседы или на занятиях, посвященных знакомству с новой темой (блоком). Включение детских вопросов в процесс познания окружающей действительности создает определенную проблематизацию, которая служит основой формирования способности прогнозирования и творческого видения мира детьми.
Цель патриотического воспитания – сформировать определенное отношение к собственной стране, привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.
Каждое понятие и направление патриотического воспитания дошкольников необходимо уравнять до детей определённой возрастной категории: то, что может быть приемлемо в старшем дошкольном возрасте, может совершенно не восприниматься младшим дошкольником. И наоборот, тот уровень восприятия, который свойственен для малышей, совершенно неодинаков с уровнем восприятия мира детьми старшего дошкольного возраста.
Первые представления о родной стране, которые получает ребенок в детском саду, должны включать в себя сведения о природе той местности, того края, где он живет, о разнообразной природе России, а также элементарные сведения об экономической и социальной структуре страны. Однако не всякие сведения такого характера в одинаковой мере способствуют воспитанию высших нравственных чувств.