Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 97» сдано в эксплуатацию в 1979 году. Форма пользования зданием и земельным участком МБДОУ д/с № 97 в оперативном управлении. Здание МБДОУ д/с № 97: типовое двухэтажное, общей площадью 655 кв.м, земельный участок площадью 4455кв. м.
В настоящее время материально-техническая база детского сада отвечает требованиям СП 3.1/2.4.3598-20. Среда, окружающая детей в детском саду обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья. Развивающая предметно-пространственная образовательная среда в соответствии с критериями ФГОС дошкольного образования, должна быть:
- содержательно-насыщенной;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной.
Кроме того, развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной организации, реализующей Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и «Детский сад – Дом радости» Н.М. Крыловой обеспечивает:
- учет национально-культурных и климатических условий (региональный компонент);
- учет возрастных особенностей детей.
В детском саду функционируют следующие помещения, которыми пользуются дети:
- Музыкальный зал;
- Кабинет педагога-психолога;
- Медицинский кабинет;
- Методический кабинет;
- Групповые помещения;
Каждая возрастная группа имеет:
- приёмную
- посудомоечную
- умывально-туалетную
- игровую
- спальную комнату.
Территория детского сада разбита на игровые площадки, оснащенные прогулочными павильонами, детским игровым оборудованием: песочницы, инвентарем для спортивных игр.
Территория благоустроена зелеными насаждениями, малыми архитектурными формами, цветниками. Познавательному развитию воспитанников способствует огород, на котором воспитанники в совместной деятельности с взрослыми высаживают овощные культуры и ухаживают за ними.
Средства обучения и воспитания.
Оборудование для социально-коммуникативного развития: атрибуты к сюжетно-ролевым играм (семья, детский сад, театр, почта и др.), уголки в групповых помещениях для организации сюжетно-ролевых игр, выносной материал для игр на площадке. Настольные игры, способствующие обучению взаимодействовать, саморегулировать собственные действия. Игрушки различного вида, конструкторы, предметы мебели и интерьера.
Оборудование для познавательного развития: экспозиции: «Русская изба», «Уголки патриота», «Мир экспериментирования». Лестничные проемы оформляются в соответствии с годовым планом работы в разных стилях: «Наш любимый город», «Далекий космос» и т.п.
Иллюстрированный и демонстрационный материал, энциклопедии, дидактические игры, настольно-печатные игры. Уголки экспериментирования в группах, весы, колбы, часы, доски, глобусы, карты, лупы, таблицы по ПДД.
Оборудование для речевого развития: книги для чтения, хрестоматии, плакаты, картины для рассматривания и составления описательных рассказов, аудиовизуальные средства, (диски с аудиозаписями литературных произведений, мультфильмами), раздаточный материал, дидактические игры серии «Составь рассказ по серии картин» и т.д.
Оборудование для художественно-эстетического развития: музыкальные инструменты, ширма для кукольного театра, театральные костюмы, маски, различные виды театра (кукольный, пальчиковый, плоскостной и др.), музыкально-дидактический материал. Краски, кисти, штампы, лекала, трафареты, бумага (белая, цветная), картон, наглядно - дидактические пособия по изодеятельности, иллюстрации, картины, папки для поделок из природного материала, репродукции картин художников, поделки педагогов и родителей с детьми. Уголки в группах по самостоятельной музыкальной деятельности и изодеятельности, «полочки красоты», настенные магнитные доски, театральные уголки.
Оборудование для физического развития: спортивное оборудование и инвентарь: скамьи, дуги для подлезания, рефлекторные дорожки, обручи, мячи, скакалки, гимнастические палки, разноцветные флажки и ленты, мешочки с песком, игрушки, кегли, канат; физкультурные уголки в группах с необходимым оборудованием.
В детском саду имеется
- музыкальный центр,
- телевизоры,
- компьютеры,
- принтеры,
- доступ к сети интернет.
Сведения об условиях питания и охраны здоровья обучающихся:
В детском саду организовано сбалансированное 4-х разовое питание (включая второй завтрак) детей в группах с 12-ти часовым пребыванием.
При организации питания учитываются возрастные физиологические нормы суточной потребности, суммарный объем блюд по приему пищи (в граммах).
Питание в МБДОУ осуществляется в соответствии с примерным меню, утвержденным заведующим МБДОУ д/с №97, рассчитанным не менее чем на 2 недели, разработанным с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях.
Для детей в возрасте от 2-х до 3-х лет и от 3-х до 7 лет меню-требование составляется отдельно. При этом учитываются:
- среднесуточный набор продуктов
- масса порций
- потребность в пищевых веществах, энергии, витаминах и минеральных веществах (суточная)
- таблица замены пищевой продукции в граммах с учетом пищевой ценности
- суммарные объемы блюд по приемам пищи
- перечень пищевой продукции, которая не допускается при организации питания детей.
Меню является основным документом для приготовления пищи на пищеблоке. Вносить изменения в утвержденное меню без согласования с заведующим МБДОУ запрещается.
При необходимости внесения изменения в меню (несвоевременный завоз продуктов, недоброкачественность продукта) ответственным за организацию питания составляется объяснительная с указанием причины. В меню вносятся изменения и заверяются подписью заведующего МБДОУ.
Для обеспечения разнообразного и полноценного питания детей, а также преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая меню в холле д/сада, в каждой групповой ячейке, с указанием полного наименования блюд, объема порций, калорийности.
В МБДОУ возможна замена продуктов по белкам и углеводам в соответствии с приложением № 6 СанПин СП 2.4.3648-20.
В МБДОУ может быть индивидуальное меню для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании, в соответствии с предоставленными родителями (законными представителями ребенка) назначениями лечащего врача.
Питание детей соответствует принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключает жарку блюд, а также продукты с раздражающими свойствами. При кулинарной обработке пищевых продуктов соблюдаются установленные санитарно-эпидемиологические требования к технологическим процессам приготовления блюд.
В целях профилактики гиповитаминозов в ДОУ проводится круглогодичная искусственная С-витаминизация готовых блюд. Препараты витаминов вводят в третье блюдо после охлаждения непосредственно перед выдачей. Витаминизированные блюда не подогревают. Обязательно осуществляется информирование родителей о проведении витаминизации.
Организация питьевого режима:
Питьевой режим в детском саду проводится в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20.
Питьевая вода доступна воспитанникам в течение всего времени нахождения в саду. Ориентировочные размеры потребления воды ребенком зависят от времени года, двигательной активности ребенка. При питьевом режиме используется бутилированная вода.
МБДОУ создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.
Целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни реализуется через организацию жизнедеятельности воспитанников в соответствии с СП 2.4.3648-20. Режим питания, двигательный режим, закаливание, формирование полезных привычек, занятия по ОБЖ, игры по охране здоровья и безопасности – все эти мероприятия направленны на воспитание у детей сознательного отношения к своему здоровью. Деятельность по здоровьесбережению проводится системно и непрерывно.
Организация двигательного режима:
- Утренняя зарядка (в летний период на воздухе)
- Гимнастика после сна
- Подвижные игры на прогулке
- Физкультурные занятия в зале и на прогулочных площадках
- Игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, физкультурные минутки и др.
- Спортивные досуги.
Лечебно-оздоровительная работа.
- Босохождение по песку, траве, мелким камешкам (летом)
- Витаминотерапия
- Оздоровление фитонцидами (чесночно - луковые закуски).
Закаливающие процедуры.
- Воздушные ванны
- Сон при открытых окнах, фрамугах (в зависимости от времени года)
- Хождение босиком по «дорожкам здоровья»
- Обширное умывание
Коррекционная работа
- Пальчиковая гимнастика
- Дыхательная гимнастика
- Релаксация
Состояние и содержание территории, здания и помещений, а так же и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) соответствует требованиям санитарных правил, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения.
Помещения для питания воспитанников, а также для хранения и приготовления пищи, оснащение групп, прогулочных площадок необходимым оборудованием и инвентарем, оснащение помещений для работы медицинского персонала оборудованием для проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи соответствует требованиям санитарных правил.
В группах и учебных помещениях в наличии кварцевые лампы и переносные рецеркуляторы, используемые в профилактических целях.
На стендах в приемных и холле вывешивается актуальная информация для родителей о детских заболеваниях, мерах предупреждения, профилактических мероприятиях по детскому дорожно-транспортному травматизму.
Детей обслуживают квалифицированные специалисты, обеспечивающие проведение оздоровительной работы с воспитанниками (медицинская сестра, инструктор по физической культуре, педагог-психолог).
В качестве приоритетных задач определены следующие:
- воспитание у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью;
- формирование у них элементарных представлений о сохранении и укреплении здоровья;
- мотивация детей к занятиям физической культурой, обучение жизненно важным двигательным навыкам;
- формирование знаний о физической культуре и спорте на доступном для них уровне.
Эти задачи решаются через проведение:
- Консультаций для воспитателей инструктором по ФК:
- «Оптимизация двигательной активности детей в ДОУ»,
- «Физкультминутка – важный фактор оптимизации функционального состояния организма детей»,
- «Неделя здоровья – одна из форм активного отдыха воспитанников»;
- разработка комплексов занятий по физкультуре на улице,
- по гимнастике после сна;
- составление подборки физминуток.
- Использование разных видов физкультурных занятий, восполняющих недостаток двигательной активности дошкольников (сюжетные, игровые, с предметами, тренирующие, оздоровительно-познавательные, контрольно-учетные).
- Проведение разных форм активного отдыха дошкольников в учреждении:
- спортивные праздники и развлечения: «Мини-олимпиады», «День космонавтики», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые старты»;
- дни и недели здоровья.
- Консультации для родителей по совместной физкультурно-оздоровительной работе с семьей.
Ежедневно ответственными лицами осуществляется контроль с целью своевременного устранения причин, несущих угрозу жизни и здоровью воспитанников и работников.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям: к КСТС № 2413 (Правительства Ростовской области, для СЭД Дело и информационных систем).